«Если бы это было так легко, то это делали бы в каждом гараже»
Опубликовано 06.02.2013, автор Е. Паршин
Евгений Паршин об опыте прошлых лет, масле KAYABA и нюансах работы в профессиональной мастерской
В конце 80-х начале 90-х годов, во время распада СССР и в период стремительного угасания мотоспорта в России, мне посчастливилось работать в спортивной команде Западного Берлина и проходить школу зарубежных профессиональных команд на уровне Inter DM и Чемпионатов Мира. До этого у меня был только опыт работы с самодельным копированием амортизаторов «Marzocchi», «Bilstein» и «KONI». Уже тогда я понимал, как важно уметь отрегулировать подвеску, правильно заправить масло и поменять сальники, не нарушив заводских характеристик.
Идея организовать специальную мастерскую по ремонту и подготовке спортивных амортизаторов в России возникла у меня в 1994 году, когда мы стали вывозить нашу молодёжную сборную России на международные соревнования. Спортсмены только начали пересаживаться на импортную технику и участвовать в соревнованиях за рубежом. Практически всегда их сопровождали отцы – по совместительству механики. Но редкий отец-механик разбирался в регулировках незнакомой вилки: специальной литературы у нас в то время не было, и опыт ремонта мотоциклов мы получали только из общения с зарубежными «коллегами».
Для меня огромную роль в понимании нового профессионального отношения к мотокроссу и подготовки мотоцикла оказала дружба с семьёй Эвертс – многократными чемпионами мира. Гарри и Стефан Эвертс часто брали меня на производство Kayaba – «Technical Touch» в Бельгии, где готовились амортизаторы для Стефана. Там на моих глазах, из теоретической «рабочей болванки», разработанной на стенде и присланной из Японии, рождались специальные вилка и амортизатор, необходимые для сохранения индивидуального стиля гонщика. Я участвовал в нескончаемых тестах на разных трассах, где и подбирались все системы. В течение тестового дня инженерами по гидравлике приходилось несколько раз разбирать вилки и амортизаторы для подбора и замены всего лишь одной или двух шайб – всё это делалось, чтобы достичь оптимальной эластичности. Ведь трасса мотокросса является лучшим стендом. Тяжело? Возможно. Но на «Kayaba » существует поговорка – «Если бы это было так легко, то это делали бы в каждом гараже».
Стефан и Гарри познакомили меня с лучшими специалистами в этой профессиональной области. Специальную учёбу я проходил в Германии и Бельгии в фирме «Double EE». Double EE – компания с опытом в подготовке передних и задних амортизаторов более тридцати лет. Её представительства есть в Калифорнии, Германии и Африке. Заказы на подготовку мотоциклов поступают к ней из разных коммерческих организаций и спортивных клубов, на трансконтинентальные туры и соревнования. Меня обучал лично мастер Райнер Шустер – владелец фирмы. Он был инженером по гидравлике у гонщиков мирового класса в известной спортивной команде «Pamo-Honda» и в команде мировых туров «Marlboro». Именно под его руководством ко мне пришло понимание работы гидравлики. А ведь здесь так много тонкостей: во время движения масла через регулировочные проходы, специальные пирамиды из пружинных шайб, отверстий, в поршнях работают одновременно четыре системы (Lov, Mid, Hi Speed и Rebound) . Каждую систему можно отрегулировать отдельно, учитывая скоростные возможности гонщика, его вес, посадку езды стоя, сидя. Очень важно помнить о манере движения на мотоцикле, плавной или агрессивной, о резкости открытия газа. Гидравлика очень тонко реагирует на скорость работы гидравлического поршня. Для сильного гонщика пружинные шайбы подбираются более жёсткие, для слабого – более мягкие. Чтобы создать идеальную деталь, необходимо учитывать диаметры, толщину шайб и марку их производителя, даже диаметры отверстий. Не менее важно с помощью подбора гидравлики регулировать мягкость и жёсткость пружины. Здесь также играет роль множество факторов: какое масло будет работать в амортизаторах, каково качество сальников, каков тип пружин…
Зачастую подготовленные подвески нужно немного переделать – сделать их мягче или жёстче. Ещё недавно это была отнюдь не лёгкая процедура: наши спортсмены в основном готовят амортизаторы в Италии, Бельгии, Голландии, Германии. И пересылка деталей для дальнейшей доработки с таких расстояний довольно проблематична. Сейчас «подогнать» подвески можно дома, в России. Фирма «Double EE» предоставляет в Россию все рекомендации, компьютерную базу тестов, оказывает контроль работ и помощь в специальных, совершенно особых случаях, и спортсменам любителям, и профессионалам.